Вечер органной музыки во Дворце искусств 18 декабря стал еще одним событием в культурной жизни города. Он совпал с презентацией для публики французского органа. Кондопожские любители музыки в канун Нового года получили щедрый подарок: появилась возможность на месте, не выезжая в крупные культурные центры, слушать органную музыку старинных французских и немецких композиторов XVII — XVIII веков в том виде, в каком она звучала в их эпоху.
Некоторые зрители пришли во Дворец искусств задолго до начала концерта: хотелось поскорее окунуться в атмосферу концертного зала, услышать голос нового органа.
Одна мама привела на концерт двух очаровательных девочек лет девяти, одетых, как и полагается в таких случаях, в вечерние наряды.
Не с этого ли и начинается внутренняя культура человека, когда в храм искусства приходят подобающе одетыми? Понимание музыки придет потом, после нескольких посещений концертного зала. Но первое впечатление — оно и самое яркое — навсегда остается в душе взрослого или ребенка, став тем толчком, который и приведет его в высокий мир музыки.
В зале — что интересно — много молодежи. И это не может не удивлять и не радовать. Искусству, органному в том числе, все возрасты покорны. Помню, впервые вживую звучание органа я услышала в конце шестидесятых годов. Это было в Венгрии в католическом храме. А до этого — только в записях на пластинках и по радио. И думать не смела, что когда-нибудь живая органная музыка будет доступна в нашем небольшом городке. Кондопога, известная прежде всего крупнейшим предприятием по производству газетной бумаги, теперь славится как город, где есть концертный зал с органами, прекрасный Дворец спорта, поющие карильоны, придающие облику города особый колорит, делая его непохожим на другие и очень комфортным для жизни.
Но вернемся к концерту. За час до его начала в зале зазвучал голос нового органа. Мастер-класс со студентами ведущих музыкальных вузов страны проводил профессор Парижской государственной консерватории Филипп Брандес. Именно им, молодым начинающим органистам, была предоставлена возможность выступить в первом отделении концерта.
Лауреат международного конкурса из Санкт-Петербурга Даниэль Зарецкий рассказал, что господин Брандес — органист одной из самых известных французских церквей Сакркёр на Монмартре и церкви Святого Луки, где установлены два совершенно разных инструмента: один — второй половины XIX века, второй — более современный, 1957 года постройки, интегрированный в старый фасад, сохранившийся еще с 1680 года. Профессор был поражен, увидев в российской глубинке замечательный концертный зал и два удачных, с его точки зрения, органа, на которых можно замечательно исполнять французскую музыку. Собственно, и программа концерта формировалась при участии гостя из Франции, он отбирал произведения и исполнителей, которые с наибольшей достоверностью могли продемонстрировать все звуковое богатство и краски органов. И одновременно показать разные стили французской музыки во времени, начиная с XVII и XVIII веков и кончая более поздними — XIX и XX веками.
Надо отдать должное ведущей вечера Ольге Солдатовой. Она не утомляла слушателей длинными отступлениями, потому и информация легко укладывалась в голове.
— Сегодняшнее событие, — подчеркнула она, — войдет в историю не только нашего города и республики, но и в историю музыкальной культуры России. 18 декабря 2005 года — день рождения французского органа, новой достопримечательности концертного зала Дворца искусств ОАО "Кондопога". С его появлением кондопожский орган стал самым большим в России: он насчитывает 87 регистров и 5785 труб.
Органная идея принадлежит генеральному директору ОАО "Кондопога" В. А. Федермессеру. К работе были привлечены мастера известной немецкой фирмы "Рудольф фон Беккерат". И Виталий Александрович, и немецкие мастера присутствовавшие в зале получили горячие аплодисменты зрителей.
Аплодисментами сопровождалось каждое выступление студентов, которые продемонстрировали хорошую игру. Весьма высоко оценили слушатели выступление студентки из Японии Хироко Иноуэ, которая учится в Московской консерватории. Она первая была удостоена возгласа "браво" из зала. Наверняка запомнились зрителям яркие выступления Натальи Рябковой и Натальи Михайловой из Казани, Кристины Ротаевой и Юлии Юферевой из Нижнего Новгорода, Александра Грудинкина и Евгении Казаковой из Санкт-Петербурга, аспирантки из Московской консерватории Веры Лопанцевой. Прозвучали произведения французских и немецких композиторов — Д. Букстехуде, Л. Клерамбо, Ф. Куперена, О. Мессиана, Э. Жигу.
Для студентов приезд в Кондопогу на открытие французского органа стал незабываемым событием. Нигде в России они не видели такого концертного зала и органов, удивительно дополняющих друг друга. Удовольствием было даже просто прикоснуться к клавишам инструмента, тем более сыграть. Верно сказала ведущая Ольга Солдатова, назвав молодых исполнителей будущими звездами России.
Ни с чем не сравнимое впечатление оставляет звучание органа. Этому клавишному духовому инструменту, по образной характеристике музыкального критика В. В. Стасова, "... в особенности свойственно воплощение в музыкальных образах и формах стремлений нашего духа к колоссальному и беспредельно величественному; у него одного существуют те потрясающие звуки, те громы, тот величественный говорящий будто из Вечности, голос, неподвластный никакому другому инструменту, никакому оркестру".
Богатейшие возможности большого и французского органов продемонстрировали зрителям органистка Дворца искусств ОАО "Кондопога", дипломант многочисленных органных конкурсов и фестивалей Юлия Иконникова и ставший в Кондопоге своим органист из Санкт-Петербурга, лауреат международного конкурса Даниэль Зарецкий. Во втором отделении концерта прозвучали произведения французских композиторов Де Гриньи, М. Дюпре, Л. Клерамбо, Э. Жигу. Особенно потрясло зрителей исполнение дуэтом концерта для двух органов испанского композитора Антонио Солера.
То ли от фантастического сияния труб и металлической отделки французского органа, то ли от блестящей игры у зрителей порой возникало ощущение нереальности происходящего, словно на крыльях музыки они перенеслись на три эпохи назад, в XVIII век. Поистине королевский дуэт!

— Размышляя над тем, какое влияние на жизнь человеческую оказывает музыка, — сказала в заключительном слове ведущая Ольга Солда-това, — какие великие умы и высокие души отдавали ей вдохновение, сожалеешь лишь о том, что есть люди, которые проживают жизнь, так и не соприкоснувшись с этим источником, родником духовной культуры и нравственной силы. И хочется надеяться, что каждый человек когда-нибудь откроет для себя удивительный мир музыки.

С. СМИРНОВА.
"Авангард"

Бесплатный конструктор сайтов - uCoz